Адрес для писем:
Россия, 129301
Москва, а/я 46
тел./факс:
+7 (495) 686-1888
Перейти на главную страницу портала «Весь прокат+»  Показать структуру портала «Весь прокат+»  Распечатать текущую страницу  Отправить сообщение электронной почтой со страницы сайта  
Пятница, 19 октября 2018
Опубликована:
02 ноября 2010
Просмотров:4619
Комментариев:

Почему зритель не хочет смотреть русское кино?

Дата новости: 02-11-2010        Категория: PRO российское кино
В начале октября в Москве в рамках «Киноклуба Кинотавра» на «Винзаводе» прошел Круглый стол на тему «Почему зритель не хочет смотреть русское кино?»
Среди выступавших были – кинокритик Андрей Плахов, дистрибьютор Сэм Клебанов, программный директор фестиваля «Кинотавр» Ситора Алиева, режиссер Павел Лунгин, программный директор кинокомпании «Парадиз» Армен Бадалян и продюсер Александр Роднянский.
Одно из выступлений здесь приводится полностью.

Александр Роднянский, продюсер

Александр Роднянский
Александр Роднянский

Кинематограф, конечно же, сегодня потерял свой сакральный статус. Мы тут неожиданно столкнулись с ностальгией по той роли, которую играл кинематограф во времена, когда не было разницы между тем, что сегодня с ненавистью называют артхаусом, и кинематографом зрительским.

Эти времена давно закончились. Как у Тынянова: «Кончилось время людей с прыгающей походкой». Причем это не касается России.

Кинематограф стал частью того, что в деловых изданиях называется «потребительский рынок». Вне зависимости от того, идет ли речь о кинематографе авторском или массовом. Он весь делается как нечто адресованное зрителям — просто зрители разнятся. Все происходит на фоне огромного количества изменений, произошедших в технологиях.

В изменившихся условиях главная борьба происходит за сферу досуга человека. В рамках этого досуга кто-то пытается встретить ожидания продвинутой и чрезвычайно образованной аудитории, политически активной, социально озабоченной. Кто-то пытается ответить на запрос массовой — жаждущей, как это было и тысячи лет тому назад, не более чем хлеба и зрелищ.

Собственно, зрелищами их и кормят. Современные технологии сломали границы. Исчезло понятие географических территорий. Мы, я уверен, доживаем последние годы в ситуации, когда права на фильмы продаются и покупаются на территории. Единственно возможный путь — борьба будет происходить за языковые зоны. За русскоязычный мир, франкофонный мир и так далее.

Вопрос — интеграция российского кино в эти международные контексты на фоне огромной, дикой конкуренции, рожденной совершенно другими временами, деньгами и тем фактом, что на арене появилось огромное количество новых стран.

В 1960-1970-е, о которых мы вспоминаем с тоской, существовал кинематограф Америки, Франции, Германии и советский — всего нескольких стран. Сейчас мы все чаще говорим о Южной Америке, Индии — о чем угодно. В каждой стране делается большое количество фильмов. В 1970-е годы в кинотеатре раз в неделю выходил один фильм, и он мог держаться несколько месяцев. Сейчас выходит десять — двенадцать фильмов, и борьба происходит — это знаменитое русское словосочетание — за «бокс-офис первого уикенда»! Вот, собственно, и все — судьба отечественного кинематографа, как и любого другого.

Массовый кинематограф в России плох, и понятно, почему он плох. Он не является индустрией, он не встроен в систему постоянного оборота денег. Мы долгие годы не работали. У нас и не было большой традиции зрительского кино, фактически она началась с оттепели, а потом была прервана. Двадцать лет нашего кино не существовало. За это время американское кино завоевало весь мир, подготовило огромную инфраструктуру рекрутирования кадров. Для подготовки кадров нужна беспрерывная качественная работа.

Огромная индустрия за это время подняла планку входа.

Кинематограф вернул свою аттракционную природу. Для того чтобы сегодня сделать качественную картину в любой точке мира, чтобы она могла конкурировать в аттракционном сегменте, нужно потратить 35–40 млн долларов. Единственный рынок, который эти деньги самостоятельно возвращает, — американский.

Все это побудило европейские страны попытаться объединиться и создать единый европейский рынок. Этого не случилось — больших европейских блокбастеров не получилось, а европейская бюрократия съела эту естественную инициативу. Вся европейская копродукция, а я много раз в ней участвовал и участвую — не более как бюрократическая система распределения денег, распиливание их в узком кругу профессионализированной элиты.

Правда, из этого подчас получаются замечательные картины. Сама по себе идея, может быть, чего-то и стоит, но точно не в сегменте массового кино, ради которого она и появилась, чтобы противопоставить что-то американскому аттракционному кино.

В этом мы проигрываем, кроме нескольких фильмов, на которые публика сходила. Все остальное — обречено.

У нас действительно нет кадров, все мало-мальски талантливые люди (например, в области спецэффектов) уезжают в Лос-Анджелес. Какой смысл делать здесь раз в три года одну картину, когда можно постоянно работать там? Таких режиссеров, как Тимур Бекмамбетов, конечно, мало, но это показательный пример — он рекрутирован.

Для того чтобы в эту систему встраиваться, нужно делать англоязычное кино где-то в другой части мира. Мне кажется решением на данном этапе — дешевые жанры, локальные, которые американцы пока вроде сами без нас не сделают. Комедии разных направлений — их пытаются делать все — чудовищного качества. Успешны только те, которые основаны на популярных телевизионных форматах. На последнем кинорынке показали их штук пятьдесят — они выйдут, и вообще все посыплется.

Российский кинематограф как индустрия (мы не берем отдельные фильмы), конечно, неконкурентоспособен. Серьезные игроки должны как-то встраиваться в международную индустрию и обеспечить российским фильмам другие рынки. Все, что мы зарабатываем здесь, на этом все и кончается, в то время как американский фильм, даже если он провалился дома, может ездить по миру, многократно зарабатывая, равно как и европейские.

Что касается авторского кино, то здесь мы касаемся чего-то трагического, вроде бы случившегося и с аудиторией. Я не любитель перекладывать ответственность на аудиторию, но, занимаясь в том числе и телевидением, я вижу, что аудитория категорически изменилась. Абсолютно поддерживаю: победило сознание, образование и ценности пятиклассника. Причем проблема даже не в том, что пятиклассники заполняют залы, а в том, что это стало прилично. Давным-давно стало прилично объявлять право на существование вот такого рода ценностей и критериев. В прежние времена было стыдно признаться, что ты чего-то не видишь, не знаешь. Люди, которые объединялись вокруг кинематографа большого автора, вокруг кино, с естественными для такого кино контекстами, больше не чувствуют себя уважаемой группой. Появилась альтернативная сфера обитания — интернет.

Я считаю, что социальные сети — огромный конкурент для авторского кино. Там люди обмениваются соображениями и контентом — и это очень важно. Потому что кинематограф независимый — это кинематограф коммуникации. Он должен быть обсужден, должен быть интерпретирован. Он существует не просто для того, чтобы вместе погрызть попкорн в зале и разделить эмоциональные впечатления.

Мне кажется, что с нашей аудиторией это произошло больше, чем с другой. Но, скажу честно, я неплохо знаю ситуацию в Германии и могу сказать, что такой разговор, как у нас, возможен и там. Во Франции все же кинематограф — предмет школьного образования. И каждый двоечник знает, что кино, так же как и литература, — сфера деятельности индивидуальных художников и надо к нему относиться с пониманием.

Поэтому есть аудитория авторского кинематографа. У нас ее нет, она уходит куда-то. Я считаю, что нужно вводить кинообразование. Это важно не только для выживания российского кино, но и для выживания российского общества. Иначе — банановая республика.

Рекламной службой «Весь PROкат+» принимаются заказы на размещение рекламы в журнале и на сайте www.vesprokat.ru

подробности
Вы можете подписаться на журнал «Весь PROкат+» в любом месяце через редакцию.

Подробности, бланк подписки
архивные номера
Журнал «Весь PROкат+» издается для профессионалов мировой индустрии кино, телевидения и видео (включая DVD). В нем содержится самая актуальная информация о производстве, прокате, фестивалях, рынках и выставках в России и за рубежом. Читатель найдет на наших страницах не только полный календарь событий, где бы они ни происходили, но и личные впечатления участников, анализ тенденций, прогнозы и статистику.
Адрес редакции:г. Москва
Адрес для писем: Россия, 129301, Москва, а/я 46
Тел/факс: 686-1888
Моб: +7 985 776-2261
подробности
© «Весь PROкат+», 2004-2018
Россия, 129301 Москва, а/я 46 ••• Тел. +7 (495) 686-1888
макет, верстка, программирование и поддержка
Яндекс.Метрика