Адрес для писем:
Россия, 129301
Москва, а/я 46
тел./факс:
+7 (495) 686-1888
Перейти на главную страницу портала «Весь прокат+»  Показать структуру портала «Весь прокат+»  Распечатать текущую страницу  Отправить сообщение электронной почтой со страницы сайта  
Воскресенье, 19 ноября 2017
Опубликована:
29 сентября 2014
Просмотров:5817
Комментариев:

Город, где Мел Гибсон снимал «Страсти Христовы»

Дата новости: 29-09-2014        Категория: PRO партнеров
Матера привлекает внимание американских режиссёров прежде всего из-за возможности создавать фильмы на библейские и евангельские сюжеты. После Бирсфорда и Гибсона Кэтрин Хардвик (Catherine Hardwiche) сняла здесь фильм «Божественное рождение» (Nativity)

Фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы» В 1945 году вышла книга итальянского писателя Карло Леви «Христос остановился в Эболи». В ней автор описал тяжелейшую социально-экономическую ситуацию, сложившуюся на Юге Италии, в частности, в области Базиликата, куда его отправили в ссылку фашистские власти. Особенно напряжённым было положение в Матере, одном из двух главных городов этой области, где тысячи людей обитали в пещерных жилищах.

Книга вызвала широкий общественный резонанс, в том числе среди деятелей культуры. Первым из кинематографистов к этой теме обратился режиссёр Карло Лидзани, снявший в 1949 году документальный фильм под названием «На Юге что-то изменилось» (Nel Mezzogiorno qualcosa e` cambiato). Затем последовали десятки других кинокартин, поскольку их создатели обнаружили в этом необычном городе прекрасные условия для съёмок. А всемирную славу Матере в кинематографическом мире принёс известный фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы» (The Passion of the Christ). 

Матера: предыстория

Пещеры древних людей
Пещеры древних людей
Люди здесь поселились примерно 12000 лет назад, в период перехода от палеолита к неолиту, о чём свидетельствуют многочисленные древние пещеры, вырытые на туфовых склонах одного из холмов.

В них жили те, кто позднее перебрались на правый берег реки Гравина, и их поселение стало называться «Civitas». Исторически это уже был период, связанный с древними греками и римлянами. После распада Римской империи здесь появилось одно из германских племён – лангобарды.

Расцвет города пришёлся на начало второго тысячелетия н.э., когда на всём Юге Италии правили норманны, основавшие Сицилийское королевство – одно из наиболее мощных государств Средиземноморья. Матера, как королевский город (CittaReale), получила значительные привилегии. Здесь были построены городские стены, замок, храмы, а её население значительно увеличилось. С XIII века стала заселяться территория за пределами городской черты. И часть людей, вместо традиционных домов, стали устраивать свои жилища в пещерах на склоне холмов, поскольку мягкий туф позволял делать это.

Так возникло поселение под названием «Сасси» (камни), представляющее собой два естественных амфитеатра. В южной части города оно является самым древним и носит название «Сассо Кавеозо» (пещерный камень). В северной части современной Матеры находится «Сассо Баризано» (Барийский камень). Оно расположено ближе к дороге, ведущей в апулийский город Бари, до которого 60 км и где находится ближайший к Матере международный аэропорт. Там «пещерные» жители обитали вплоть до недавнего времени.

В течение почти 150 лет Матера была даже главным городом Лукании, как прежде называлась Базиликата. Центральная часть города разрасталась, возводились в стиле барокко замки, храмы, дворцы. Но в период наполеоновского правления Матера потеряла свой статус. Рост населения привёл к тому, что в малоподходящих для жизни пещерах «Сасси» стала селиться беднейшая часть горожан. И лишь по окончании Второй мировой войны и во многом благодаря книге Карло Леви проблема «Сасси» дошла до Рима.

Произошёл редкий случай, когда лидеры двух крупнейших итальянских политических партий – христианский демократ Альчиде Де Гаспери и коммунист Пальмиро Тольятти – проявили единодушие и высказались за закрытие «Сасси». Последовало правительственное постановление, согласно которому надлежало переселить 15 тысяч человек, обитавших в 3300 пещерах. Для этого началось строительство домов в западной и северной частях города. А спустя сорок лет было принято решение о спасении и сохранении районов «Сасси». В 1993 году ЮНЕСКО включило этот комплекс в список Всемирного наследия человечества.

Матера сегодня

Вид на «Сасси» с Кафедральным собором на дальнем плане
Вид на «Сасси» с Кафедральным собором на дальнем плане
Ныне вид на каменные пещеры открывается с многих районов, и прежде всего, из центра города. Тут главным ориентиром является 52-метровая колокольня Кафедрального собора XIII века. Она носит имя святой покровительницы Матеры, Мадонны-делла-Бруна (Madonna della Bruna). В её честь в городе ежегодно 2 июля проводится самый яркий и красочный праздник.

Храм Богоматери с колокольней
Храм Богоматери с колокольней
Впечатляют и подземные церкви, устроенные прямо в туфе, которых было 150. Например, под нынешней площадью Витторио-Венето находится храм Богоматери (Mater Domini), а его колокольня возвышается над площадью. На стенах этой уже не действующей церкви сохранились фрагменты фресок, и с её алтарной части открывается потрясающий вид на «Сасси». Ниже церкви находится огромный подземный резервуар (cisterna), который снабжал водой население города, расположенного на высоте 400 метров над уровнем моря.

Многие древние храмы встраивались внутрь холма. Один из них – Храм св. Марии в Мальвах (Santa Maria alle Malve) XII века уникален по богатству сохранившихся старых фресок, среди которых выделяется необычное изображение св. Николая, мощи которого покоятся в городе Бари. Рядом с церковью расположены пещерные жилища с общим двором, колодцем и даже погостом на крыше этого храма.

Подобная планировка жилых помещений в районе «Сасси» встречается повсюду, где они нередко соединялись с загонами для скота, с мастерскими и даже с каменоломней. Одна из таких каменоломен (Casa-Cave) ныне превращена в мультимедийный центр культуры, а в других подземных помещениях открыты весьма популярные среди туристов рестораны.

Матера умело использует доставшееся ей историческое наследие, и сейчас город претендует на то, чтобы стать культурной столицей Европы в 2019 году. В целом же Матера с 60-тысячным населением – живой современный город, один из лидеров в Италии по производству диванов и мягкой мебели. По вечерам его центральные улицы и площади полны народа, играет музыка, люди заполняют театр, посещают концерты, музеи и выставки. Здесь есть университет, и даже консерватория, которая носит имя уроженца Матеры – известного композитора XVIII века Эджидио Ромуальдо Дуни.

Примечательно, что его старший брат и тоже композитор, Антонио Дуни (1700-1766) был, пожалуй, первым выходцем из Матеры, побывавшим в России. Это произошло в 1757 году, когда, вскоре после открытия Московского университета, его попечитель Иван Иванович Шувалов пригласил Дуни в качестве преподавателя музыки для студентов. Итальянец стал капельмейстером самого первого хора Московского университета.

Матера в кино

Кинематографическая известность пришла к Матере после выхода на экраны вышеназванного фильма Лидзани, и сюда потянулись другие режиссёры. Одним из первых был Альберто Латтуада, снявший здесь «Волчицу» (La Lupa) по новелле Джованни Верги. А наибольшую известность в тот период получила картина Пьер-Паоло Пазолини «Евангелие от Матфея» (Il Vangelo Secondo Matteo), отмеченная и на кинофестивале в Венеции. Этой осенью в Матере была развёрнута выставка, посвященная полувековому юбилею фильма Пазолини.

Здесь также Нанни Лой снимал фильм «Сделано в Италии» (Made in Italy) с участием звёзд итальянского кино, а Франческо Рози работал над кинолентами «Жила-была» (Cera Una Volta…) с Софией Лорен и Омаром Шарифом, «Христос остановился в Эболи» (Cristo Si E` Fermato A Eboli) с Джан-Мария Волонте и «Три брата» (Tre Fratelli) с Филиппом Нуаре, Микеле Плачидо и Витторио Медзоджорно.

Здесь братья Тавиани снимали «Аллонсанфана» (Allonsanfan) с Леей Массари и Марчелло Мастроянни, а также «И ночью солнце» (Il Sole Anche Di Notte) – вольная экранизация по повести Льва Толстого «Отец Сергий». Наконец, здесь Джузеппе Торнаторе снял фильм «Фабрика звёзд» или «Человек, создающий звёзд» (LUomo Delle Stelle) с Серджо Кастеллито и Микеле Плачидо.

Затем пришёл черёд иностранных режиссёров: одним из первых был Брюс Бирсфорд (Bruce Beresford), снявший в 1985 году фильм «Царь Давид» (King David) с Ричардом Гиром (Richard Gere) в главной роли.

А осенью 2002 года, в Матере появился Мел Гибсон, нашедший здесь древнюю «Палестину» для фильма «Страсти Христовы» с участием актёров Джеймса Кэвизела (Jаmеs Caviezel) и Моники Беллуччи (Monica Bellucci). Режиссёр снимал сцены своей картины в разных местах Матеры и, прежде всего, в районе «Сасси», а также там, где сохранились следы пребывания людей эпохи неолита.

«Мёртвый город» Крако
«Мёртвый город» Крако
Частично съёмки проходили за чертой города на горе в заброшенном поселении Крако. Жители покинули его из-за обвалов глинистого грунта, приведшего к разрушению многих домов. У подножия этой горы снималась сцена бесславного конца Иуды.

К участию в массовках были привлечены местные жители. Фильм вышел на экраны в начале 2004 года, и Гибсон в Матере стал популярной личностью. Теперь все знают, что жил он в гостинице «Италия» (Italia), хозяйка которой ныне любит рассказать о том, каким славным был её именитый гость.

Мел Гибсон с хозяйкой отеля «Италия»
Мел Гибсон с хозяйкой отеля «Италия»
Гибсон тогда стал завсегдатаем трактира Trattoria Lucana, где теперь даже подают одно из блюд, названных в его честь – Pappardelle Gibson.

Разумеется, Матера привлекает внимание американских режиссёров прежде всего из-за возможности создавать фильмы на библейские и евангельские сюжеты. После Бирсфорда и Гибсона Кэтрин Хардвик (Catherine Hardwiche) сняла здесь фильм «Божественное рождение» (Nativity), посвящённый Иисусу Христу.

Однажды мы поднимались на гребень холма, под которым сохранились пещеры первых жителей, и стали свидетелями необычной сцены. Навстречу тянулась длинная вереница людей в древних одеяниях, а некоторые мужчины вели за собой осликов, мулов и огромного белого вола.

«Герои» фильма Сайруса Наурасте
«Герои» фильма Сайруса Наурасте
Вся эта массовка направлялась обедать в перерыве между съёмками фильма «Господь Христос: за пределами Египта» (Christ the Lord: Out of Egipt) американского режиссёра Сайруса Наурасте, известного также как сценарист сериала «Её звали Никита».

Гостеприимная Матера радует не только кинематографистов, но и туристов, прибывающих со всего мира. Несколько лет подряд город занимает первое место в Италии по безопасности, поэтому там можно в любое время спокойно бродить по улочкам, слушать концерты на площадях и засиживаться допоздна в многочисленных тратториях.

Гамэр Баутдинов, Татьяна Бассова
Матера – Москва

Авторы выражают благодарность за содействие в поездке Торговой палате г. Матера, а также SIAFT и TTG Italia.

Рекламной службой «Весь PROкат+» принимаются заказы на размещение рекламы в журнале и на сайте www.vesprokat.ru

подробности
Вы можете подписаться на журнал «Весь PROкат+» в любом месяце через редакцию.

Подробности, бланк подписки
архивные номера
Журнал «Весь PROкат+» издается для профессионалов мировой индустрии кино, телевидения и видео (включая DVD). В нем содержится самая актуальная информация о производстве, прокате, фестивалях, рынках и выставках в России и за рубежом. Читатель найдет на наших страницах не только полный календарь событий, где бы они ни происходили, но и личные впечатления участников, анализ тенденций, прогнозы и статистику.
Адрес редакции:г. Москва
Адрес для писем: Россия, 129301, Москва, а/я 46
Тел/факс: 686-1888
Моб: +7 985 776-2261
подробности
© «Весь PROкат+», 2004-2017
Россия, 129301 Москва, а/я 46 ••• Тел. +7 (495) 686-1888
макет, верстка, программирование и поддержка
Яндекс.Метрика